Трудовое воспитание и развитие личности

Трудовое воспитание и развитие личности

Труд и человек неотделимы друг от друга. Труд возвысил человека, способствовал его физическому и духовному развитию. Трудовая деятельность требует от каждого человека целеустремлённого, обдуманного подхода к выполнению того или иного задания. Поэтому труд является важным фактором умственного развития человека. Особенно большое влияние оказывает трудовая деятельность на детей, открывая им новые и новые свойства предметов, материалов и обогащая их представления о реальном мире. Участие школьников в трудовой деятельности и, прежде всего, в производительном труде рассматривается педагогикой в качестве главного средства введения детей и подростков в систему общественных отношений и ничем незаменимой основой нравственного воспитания и становления всесторонне развитой личности.

Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Понятно, что, формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков. Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти педагогические категории, следует отметить, что именно межшкольный учебный комбинат под руководством Лазарева Михаила Александровича способствует формированию у школьников трудолюбия, выполняя свою специфическую роль в становлении личности. Трудовое обучение и воспитание является важнейшей составной частью работы коллектива единомышленников. С самого начала существования УПК мы постоянно сотрудничаем с Михаилом Александровичем и его командой. Он ежегодно по нескольку раз приезжает к нам в школу и встречается с учащимися, рассказывая о специфике своей работы. Все наши ученики посещают межшкольный учебный комбинат с большим желанием и удовольствием, выбирая каждый своё профессиональное направление. За два года обучения в межшкольном учебном комбинате учащиеся приобретают профессию и у многих ребят она становится главной в жизни. У учащихся формируется сознание того, что труд — источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любить труд, вырабатывается привычка к труду.

Команда Михаила Александровича приучает детей трудиться не только для себя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться к вещам, которые созданы трудом взрослых. Всякий труд возможен лишь при наличии у детей трудовых умений и навыков, поэтому главной задачей межшкольного учебного комбинатеа является формирование и закрепление таких умений и навыков. Изучая трактор и автомобиль, навыки других профессий, учащийся получает надёжную гарантию того, что он не станет пустым, никчемным человеком.

Межшкольный учебный комбинат накопил большой опыт этой работы. В условиях ФГОС как комплексного инструмента развития современной школы Межшкольный учебный комбинат готовит зрелого гражданина России, осознающего свои права и обязанности, способного к самореализации в различных видах деятельности.

В своё время и мои сыновья учились в Межшкольном учебном комбинате, получили права на различные категории, которые пригодились им в жизни. Они всегда с большим уважением и большой теплотой отзываются о всех преподавателях, которые проводили качественную подготовку как практического так и теоретического обучения.

Требования нового времени таковы, что человек ХХI века должен:

  • ориентироваться на знания и использование новых технологий;

  • активно стремиться расширить жизненный горизонт;

  • рационально использовать своё время и проектировать своё будущее;

  • вести здоровый и безопасный образ жизни;

  • эффективно сотрудничать в современных условиях.

Я считаю, что все эти качества наши ученики приобретают, обучаясь в Межшкольном учебном комбинате. В современных условиях невозможно представить воспитание лишь в отдельной семье или школе, изолированной от общества. Очень важно организовать процесс обучения труду на основе взаимодействия и сотрудничества.

Актуальны слова великого русского педагога К.Д.Ушинского: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни».

 

Комментирование запрещено